Почему христиане празднуют воскресение, а не субботу?

1. Пришел ко мне однажды мой хороший знакомый, принадлежащий к секте адвентистов, и между нами началась беседа на религиозные темы. Между прочим он спросил меня: "Какой день ты празднуешь и почему?".
Я ответил на это: "Вам, конечно, известно, что я праздную воскресенье – первый день недели. Если же интересуетесь, почему я праздную его, то извольте выслушать. Я праздную первый день недели потому, что в этот день воскрес Господь наш Иисус Христос, спасший нас от власти темной, а также и потому, что воскресение Христа есть самый главный основной догмат христианской веры, без которого вся христианская вера тщетна, или не стоит ничего: "Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, [то есть], мертвые не воскресают... А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших" (1 Кор. 15:15–17), а также и потому еще праздную воскресный день, что его празднуют все христиане, начиная от дней апостольских до настоящего времени.
– Позвольте мне разочаровать вас во всем, сказанном вами, – начал адвентист. – Вы празднуете воскресный день вовсе не по тем причинам, какие вы указали. Праздновать первый день недели установил римский император Константин Великий, издавший указ, который повелевал праздновать этот день: "достопочтенный день солнца", как сказано в нем... вот этот указ: "Все судьи и ремесленники не должны работать в достопочтимый день солнца. Земледельцы, однако, свободно могут заниматься полевыми работами в этот день, потому что часто бывает, что работу в поле или в винограднике нельзя откладывать. Не следует допускать, чтобы урожай, данный небесным Провидением, пропадал ради этого" (См. Ист. суб. Андреева, стр. 325; Ист. церкви Шрекка, т. 5, стр. 96; Библ. чтен. о наст. истине, стр. 128, изд. 1909 г. Рига).
– Разве до Константина Великого христиане праздновали не воскресение, а другой какой день? – спросил я адвентиста.
– Да, – ответил он. До него все христиане праздновали не воскресение, а субботу. А этот император, полухристианин-полуязычник, установил праздновать первый день надели. С того времени и стали праздновать воскресение, а празднование седьмого дня, субботы, оставили.
– У вас, конечно, имеются прямые доказательства, что от времен апостольских до Константина Великого все христиане праздновали не воскресение, а субботу? – спросил я адвентиста.
– Да, – ответил он, – имеются такие свидетельства. Четвертая заповедь закона Божия прямо повелевает праздновать седьмой день недели субботу.
Я возразил: "Это не есть прямое доказательство того, какой день праздновали все христиане до царя Константина. Ведь в этом и весь вопрос, как тогда христиане исполняли четвертую заповедь: празднованием субботы или празднованием воскресения. Прямое доказательство будет если вы приведете свидетельство из какого – либо писателя церковного или нецерковного, жившего до Константина, что тогда христиане действительно праздновали субботу".
Адвентист сказал: "Но тогда были истинные христиане, и потому не могли праздновать никакой другой день, а только субботу согласно четвертой заповеди".
– А свидетельства из тогдашних писателей есть у вас или нет, что христиане тогда праздновали субботу? – потребовал я.
– Нет, – ответил адвентист, – Но это само собой разумеется, что христиане тогда праздновали субботу.
Я заметил: "Сказать прямо, вы хотите, чтобы мы, все ваши противники. Все современные христиане, положились на одно только ваше честное слово, и без всяких доказательств с вашей стороны, без всяких рассуждений с нашей, что в истории, или прошедшей жизни церкви было именно так. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших, как вам желательно. Но в таких делах положиться на одно только честное слово никто не согласится, в здравом уме и твердой памяти. Представьте доказательства, тогда только поверим. А не можете представить, значит говорите явную неправду, утверждаете заведомую ложь. Но доверимся вам на честное слово, согласимся, что все христиане до Константина Великого праздновали не воскресенье, а субботу. Что из этого получается? А вот что. Вот этот император издает указ праздновать первый день недели – " достопочтенный день солнца", и все христиане до одного бросили праздновать субботу и стали праздновать воскресение. И удивительно, что это сделали не только подчиненные Константину христиане, но и неподчиненные ему: жившие в Персии, Абиссинии, Германии и прочие и не только православные, но и раскольники и еретики: донатисты, наватиане, маркиониты и прочие. Ниоткуда и ни от кого не последовало ни малейшего протеста. Я об этом вас и не спрашиваю, ибо знаю, что вы не можете представить ни одного свидетельства, чтобы кто-либо написал протест, или возражение против Константинова указа о праздновании первого дня недели. И удивительнее всего то, что этим указом не отменялась суббота, не воспрещалось праздновать ее. Даже самое слово "суббота" в нем не упоминается. Так что и по букве и по смыслу его христиане имели право праздновать субботу и должны были праздновать воскресение. Субботу праздновать по религиозным убеждениям, а первый день – в силу царского указа. Так в настоящее время и поступают евреи во многих странах, празднуя субботу по религиозным убеждениям, а воскресение потому, что оно считается государственным выходным праздником. Так и мы христиане празднуем праздники гражданские, не бросая религиозных. Но древние христиане сами вдруг бросили праздновать субботу и стали праздновать воскресение, в силу царского указа, хотя от них вовсе не требовалось оставлять празднование субботы. Что же это значит? А значит то, что древние христиане считали субботу какой-то лишней, ненужной, безполезной вещью, противной для них тяжестью. И рады были избавиться от нее при первом чуть-чуть подходящем случае. Если древние христиане бросили праздновать субботу без всякого принуждения, прямо-таки добровольно, то и мы должны также относиться к ней. Мы должны подражать древним христианам, которых и вы считаете истинными христианами".
Адвентист: "Вы, я вижу, просто смеетесь надо мной".
– Не я смеюсь над вами, – возразил я, – а вы сами смеетесь над собой. Вы ставите себя в самое смешное положение, утверждая, что все древние христиане праздновали субботу, согласно четвертой заповеди, и бросили праздновать ее в силу царского указа, который совсем не требовал от них этого. Если же правильно понимать указ Константина, то не будет ничего ни смешного, ни нелепого.
– А как же правильно понимать его? – спросил адвентист.
– А так, – ответил я, – что все христиане и до царя Константина праздновали не субботу, а воскресение.
– Чем же вы докажете это? – спросил собеседник.
Я ответил: "Святые отцы и учители церкви, жившие задолго до Константина Великого, прямо говорят, что христиане празднуют воскресение и совершают в этот день богослужение. Так пишет святой мученик Иустин Философ, в своей апологии, или защите христиан, поданных тогдашнему римскому императору. Так пишет учитель церковный Тертуллиан в подобной же апологии христиан [3].
Имеются еще и другие доказательства, что христиане до царя Константина праздновали воскресение. А "дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово" (Мф. 18:16)

- - - Добавлено - - -

– Почему же и для кого, в таком случае, император Константин издал свой указ о праздновании первого дня недели воскресения? – спросил адвентист.
Я ответил: "Он издал его не для христиан, не для церкви, он на это и права не имел. Царь Константин не позволял себе вмешиваться в религиозные дела христиан, даже в менее важных вопросах, чем празднование дня недели. Тогда, например, христиане праздновали святую Пасху не в одно время. Восточные христиане праздновали ее одновременно с евреями, а западные – в воскресение после еврейской пасхи, или после весеннего полнолуния. Кстати замечу, что это уже доказывает, что христиане праздновали воскресение и до Константина Великого. И что же? Этот царь не позволил себе издать указ, чтобы христиане праздновали Пасху вот в такое-то время, одновременно. А предложил сделать это первому Вселенскому собору (325 г.), который уже и решил праздновать Пасху в воскресение. Издал же он указ о праздновании воскресения для государственных учреждений и вообще для всех своих подданных, в том числе и для язычников и для евреев. А если хотите знать, почему издал? – то извольте.
В римской империи господствующей религией было язычество, как до царя Константина, так и при нем и еще долго после него. Понятно, что и все государственные праздники были также языческие. Это потому, что подавляющее большинство населения римской империи содержало языческую религию. Объявив христианство признанной религией (в 313 г.), и всячески покровительствуя ему, император Константин счел необходимым внести и праздники христианские, в число государственных праздников. И в первую очередь, конечно, тот праздник который христиане праздновали еженедельно. А так как они еженедельно праздновали первый день недели, или воскресение, то он вышеозначенным указом и ввел его в число государственных праздников. Если бы тогда христиане праздновали не воскресение, а субботу или какой другой день, то он этот бы день и ввел в число этих праздников. Царю Константину не было никакой надобности, никакого смысла, вносить в число государственных праздников не тот день, который праздновали христиане, а другой. Навязывать же им не тот день, который они дотоле праздновали, а другой (вместо субботы воскресение, как голословно, без всяких доказательств, уверяют адвентисты), было бы безумием со стороны государя. Это значило возмутить, восстановить против себя всех христиан, и притом без всякой необходимости, неизвестно для чего. Как мудрый государственных муж и тонких политик, царь Константин дорожил преданностью и любовью своих подданных христиан и знал, как заслужить ее. И потому внес в число государственных праздников именно тот день недели, который они праздновали тогда. И этим он легко заслужил расположение, любовь и преданность христиан [4]. Из всего этого ясно, что указ царя Константина о праздновании воскресного дня свидетельствует о том, что христиане и до него праздновали этот день. Самый указ этот вызван празднованием христианами воскресенья, а не наоборот".
Адвентист спросил: "А почему в своем указе праздновать первый день недели Константин назвал его не воскресением, а достопочтенным днем солнца? Солнце язычники считали богом. И вы, празднуя день солнца, празднуете языческому богу. А потому вы не христиане, а язычники".
Я сказал: "Стыдно вам, господа адвентисты, если вы даже и этого не знает, или притворяетесь незнающими, почему в рассматриваемом указе первый день недели назван днем солнца. Но по простой причине, что именно так он назывался на тогдашнем официальном латинском языке[5]. Если бы царь Константин назвал его как нибудь иначе; например, воскресением, то его никто не понял бы. Мы празднуем воскресение не в честь языческого бога солнца, а в славу воскресения Христова, во славу Божию. А потому и называем его воскресным днем, а не днем солнца. Но дело не в названии. Вот например, на румынском языке, да и в некоторых других языках дни недели доселе называются по именам языческих богов: понедельник – днем луны, вторник – Марса, среда – Меркурия, пятница – Венеры. Но можно ли обвинять их в том, что они празднуют языческим богам? Да и мы (и не одни мы), русские, называем месяцы по именам языческих богов: январь – по имени бога Януса, февраль по имени бога Фебруо, март – бога Марса, май по имени богини Маии и прочие смеяться над каким бы то ни было названием какого-либо предмета, значит только показывать свою глупость и грубость. Ведь название, каково бы оно ни было не есть добро или зло, а предмет совершенно безразличный. Я уже говорил вам, что мы празднуем воскресение не в силу указа Константина. А потому, что в этот день воскрес Господь наш Иисус Христос, и потому, все христиане празднуют его от дней апостольских до нашего времени.

Адвентист сказал на это с насмешкой: "Действительно, вы празднуете воскресение, а не субботу, не в силу указа Константина, а потому, что так установил папа римский этот зверь, последний антихрист, отменивший празднование субботы. Вы и следуете ему, приняли его образ и начертание, или печать. Кто на чело, кто на правую руку. Этот образ и печать есть празднование воскресного дня. – Да вы уже хотя говорите в одно слово, – заметил я. – А то вас и понять нельзя. То вы утверждаете, что царь Константин отменил субботу и установил празднование воскресения. То уверяете, что это сделал не он, а папа римский. Когда же вы говорите правду, и когда – неправду? А если разобраться хорошенько, то окажется, что в обоих случаях вы утверждаете заведомую ложь. Относительно указа Константина мы уже разобрались, что им не отменялось празднование субботы и не вводилось празднование воскресения. теперь посмотрим, сделал ли это папа римский. Прежде всего, я спрашиваю вас: какой именно папа отменил празднование субботы и установил праздновать воскресный день?
– Да, папа вообще, – с неудовольствием ответил адвентист.
– Не смешите вы, пожалуйста, людей, – заметил я ему. – От времен апостольских до сего дня не один папа живет, а были целые десятки. Какой же из них сделал то, в чем вы обвиняете папу? Назовите его имя. Затем ответьте: в каком году он это сделал? Каким указом, или распоряжением?
– Я не знаю, – ответил адвентист.
Я ответил. "И вы не знаете, и в ваших адвентистских сочинениях ничего не сказано об этом, а только голословно уверяете всех, что папа римский отменил празднование субботы и ввел празднование воскресения. Но голословное бездоказательное утверждение называется неправдою, противоречащей истине.
Что не папа римский отменил субботу и установил праздновать воскресение, а это ведется от дней апостольских, сие можно видеть из всего изложенного нами, а также будет видно из дальнейшей нашей беседы. А теперь замечу, что если бы все христиане праздновали субботу, а папа римский отменил бы ее и приказал праздновать воскресение, то это вызвало бы страшные смуты и волнения в Церкви, и неминуемо повело бы к расколу Церкви на две части: одни праздновали бы субботу, другие воскресение.
Между обеими частями завязалась бы жаркая полемика, были бы написаны тысячи сочинений за и против празднования воскресения. В действительности же, в истории этого не было. Необходимо иметь ввиду еще и то, что папе римскому была подчинена только западная часть церкви. Все же восточные церкви никогда не были подчинены ему: они управлялись своими четырьмя патриархами. И если бы папа римский позволил себе распорядиться, чтобы христиане праздновали не тот день, который они до того праздновали, а другой, то его не послушали бы неподчиненные ему восточные церкви. Да и на западе, сомнительно, чтобы послушали все без всякого прекословия.
Это нетрудно доказать историческими примерами. В древности был такой случай. Восточные, малоазийские церкви праздновали св. Пасху (в память воскресения Христа) в мартовское полнолуние, в какой бы день недели оно ни случилось. А западные церкви праздновали ее в воскресение после мартовского полнолуния. И вот папа римский Виктор, бывший вскоре после апостолов, распорядился чтобы и восточные христиане праздновали св. Пасху в воскресение. (Это служить доказательством, что тогда христиане праздновали еженедельно воскресение, а не субботу).
Но его не послушали. Тогда он отлучил их от церкви. Но это вызвало такую бурю негодований, такой скандал, что папа должен был аннулировать это свое отлучение.
Тем большую бурю, смуты и волнения вызвало бы, если бы какой бы то ни было папа отменил празднование субботы, то есть, по-вашему, четвертую заповедь закона Божия и установил бы праздновать день, который дотоле не праздновали, воскресение. Так что он вынужден был бы отменить такое свое распоряжение. А если бы не отменил, то непременно последовал бы раскол церкви на две части: на празднующих субботу и на празднующих воскресение.
В 1054 г., не по такому, а по менее значительному делу, когда папа римский чрез своих легатов наложил отлучение на восточных, и не захотел отменить его, последовал раскол церкви на западную и восточную, продолжающийся до сегодня. Еще не так давно папа римский сделал реформу календаря. И что же? Восточные церкви не только не приняли его, но и признали заблуждением или ересью. Даже в самой римско-католической церкви из-за этого шли смуты и волнения среди подчиненных папе христиан целых полтораста лет. И только когда папа переменил день еженедельного праздника – субботу заменил воскресением, отменил четвертую заповедь, никто пальцем не пошевелил, чтобы восстать против такого беззакония. Так выходит по вашему, по адвентистски.
Все христиане во всем мире праздновали субботу, и вот папа римский, неизвестно который и когда, не издавая никакого указа или послания, а только сказал или может быть только подумал, чтобы перестали праздновать субботу и начали бы праздновать воскресение. И все христиане, и подчиненные папе и неподчиненные ему, и православные и еретики, вдруг, без всякого сопротивления, бросают праздновать субботу и начинают праздновать первый день недели воскресение. Вы, признавая папу римского последним антихристом, приписываете ему чисто божеские свойства, даже более, чем божеские. Христос, сколько учил, сколько чудес творил, и то не мог сделать, чтобы одна только маленькая Галилея, один только малочисленный еврейский народец послушал бы Его во всем, принял бы Его учение. А тут извольте радоваться. Папа, без всяких учений, без всяких указов, без всяких чудес, только словесно или даже только мысленно распорядился об отмене четвертой заповеди, чтобы праздновали воскресение вместо субботы, – и весь христианский мир, сотни миллионов верующих послушали его и исполнили и исполняют его, по-вашему богопротивную волю. Что за чудеса в решете?
Я не сомневаюсь, что не один папа, а несколько пап писали о том, что следует праздновать воскресение. Да не только папы, но и многие епископы и священники католической церкви, а также и всех восточных церквей тоже писали о праздновании воскресного дня. И я писал об этом.
Но неужели же кто написал, или даже предписал праздновать воскресение, тот уже и установил это празднование и значит до него этот день никто и нигде не праздновал? Утверждать это, как делают адвентисты, значит уже слишком явно грешить против логики, против здравого смысла, против исторических фактов.
Никто так жестоко не оскорбляет древних христиан, никто так зло не издевается над субботой, как адвентисты, хотя и не сознают этого. По-вашему получается так, что древние христиане рады были бы избавиться от субботы, как от какой-нибудь противной нечисти. И бросают праздновать ее то по Константинову указу, в котором ни слова не говорится о субботе, то по простому желанию папы римского, выраженному даже не письменно, а словесно или мысленно, а может быть и никак не выраженному.
Так было, если верить адвентистским сказаниям о Константине, папе и субботе.
Считаю полезным обратить внимание еще вот на что.
Все жившие до нас христиане от времен апостольских, праздновали не субботу, а воскресение. А их было сотни миллионов, – нет: целые биллионы. Из них – бесчисленное множество святых угодников Божиих, святых отцов и учителей церковных, которые знали и истолковали все Священное Писание до тонкости. И в настоящее время весь христианский мир празднует не субботу, а воскресение, за исключением вас, недавно появившихся адвентистов.

Сторонники празднования субботы говорят, что Иисус - господин субботы (Мат.12:8), поэтому суббота должна быть часью Христианской системы. Вообще-то этот стих говорит, что "Сын человеческий есть господин и субботы". Иисус был также "больше храма" (Мат.12:6). Чему из Израильской системы Иисус не был господином? Нет ни одной части израильской системы поклонения Богу, которой Иисус не был бы господином. Иоанн сказал об Иисусе: "Приходящий с небес есть выше всех" (Иоан.3:31). Итак, рассмотренные стихи не говорят нам, какое положение будут занимать храм, суббота, обрезание и т.п. после смерти и воскресения Иисуса.
На собрании апостолов и пресвитеров в Иерусалиме (Деян.15), когда обсуждался вопрос, надо ли обрезываться язычникам, обращающимся в Христианство, было решено, "... написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе." (стих 20). У апостолов и пресвитеров была в этот момент идеальная возможность добавить в этот список обязательных правил субботу, но они этого не сделали, а оставили субботу в прошлом, как строго иудейскую практику. Единственный стих, который нам дает какие-либо указания о субботе - это Колос.2:16, и мы его уже разобрали.
А в какой же тогда день (если не в субботу) должны собираться Христиане на вечерю Господню? В Деян.20:7 находим ответ:

20:7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.

Таким образом, это первый день недели, а, говоря по-нашему, воскресенье.
Но некоторые говорят, что в этом стихе говорится не о вечере Господней, а об обычной трапезе. Но, во-первых, тогда остается непонятным, с какой целью здесь упоминается день недели (а ведь таких упоминаний о дне недели в Библии не так уж много, и сообщается читателю о дне недели с определенной целью). В данном случае, по всей видимости, целью является показать, что именно в этот день Христиане собрались для хлебопреломления в память о смерти Спасителя. Этот стих показывает нам, что воскресенье было тем днем, когда совершалось причащение, т. е. оно совершалось каждый первый день недели. Больше нигде в Новом Завете не указывается, как часто следует причащаться. Таким образом, данный стих сообщает нам как частоту хлебопреломлений в память о смерти Господа, так и день недели, в который следует его совершать - первый день недели. Все другие варианты времени проведения вечери Господней являются человеческими установлениями, а не Божьими.
Второй аргумент в защиту того, что в данном стихе речь идет о вечере Господней, состоит в следующем. Если бы здесь под хлебопреломлением подразумевалась обычная трапеза, то уместнее было бы написать, что они собрались с целью послушать Павла (а не просто поесть). Но здесь, все-таки, написано, что именно хлебопреломление было целью собрания. Значит это хлебопреломление было важнее слов апостола, а значит оно не было обычной трапезой. Это была вечеря Господня, совершенная в первый день недели!
Следует также отметить, что апостол Павел проводил собрание, описанное в Деян.20 перед самым своим отъездом. Он спешил в Иерусалим, чтобы успеть туда ко дню Пятидесятницы (стих 16). Поскольку он спешил, то ему, вероятно, было бы удобней провести собрание на день раньше: в субботу. Но он, все-таки, несмотря на спешку, дождался первого дня недели потому, что это был день совместного поклонения Христиан Богу.
Некоторые утверждают, что в Деян.20:7 говорится, что Христиане собирались в первый день недели, но по Библейскому (иудейскому) счету времени тогда была суббота, поэтому и встречаться Христиане должны по субботам. Рассмотрим это утверждение. Во времена Римской Империи было два основных способа счета времени. По римскому счету новый день начинался с рассвета, а по иудейскому - с заката. Лука, вероятно, пользовался римским способом, поскольку он не был иудеем, и дело происходило в Троаде, где большинство людей не были иудеями, и считали время по-римски. А значит, день собрания соответствует нашему воскресенью. Кроме того, все собрание происходило до рассвета, то есть еще до начала второго дня недели. Так что хлебопреломление, совершеное после полуночи, попадает во временой отрезок первого дня недели.
Но допустим (впрочем, это маловероятно) что Лука пользовался иудейским счетом времени, и это собрание, в переводе на наш счет времени, началось в субботу вечером. Но защитники субботы проводят свои собрания не после захода солнца, а в светлое время суток. А ведь, по избранному ими иудейскому счету времени, это еще не первый день недели. Так что даже и при таком выборе счета времени защитники субботы не следуют примеру учеников из Деян.20:7.
Итак, Деян.20:7 ясно свидетельствует, что первые Христиане совершали Богослужение с вечерей Господней в первый день недели.
Сторонники соблюдения субботы говорят, что даже на небесах мы будем соблюдать еженедельную субботу. По-видимому они основывают свое утверждение на Ис.56:1-8, Ис.66:5-24 и/или Евр.4:1-11. Рассмотрим же эти фрагменты Писания.
Фрагмент Ис.56:1-8 говорит о сынах иноплеменников "присоединившихся к Господу" и ясно указывает время до установления Церкви - дома Господня на горе Господней (см. также Ис.2:1-3).
В Ис.66:5-24 говорится о людях, которые будут поклоняться Богу из субботы в субботу, из месяца в месяц. Если это учит Христиан соблюдать субботу, то тогда должно соблюдать новомесячие из месяца в месяц тоже. Но оно этому не учит. Разумная интерпретация не может включить соблюдение этих двух израильских праздников в Христианскую эру, т. к. апостол Павел определенно сказал, что они были лишь тенью будущих во Христе благ. В этом фрагменте (стих 21) говорится также и о левитах, но у Христиан левитов нет. Это так же подтверждает, что в данном отрывке говорится о ветхозаветных временах.
Что касается Евр.4:1-11, то этот фрагмент продолжает суждение главы 3. Евреи во времена исхода из Египта не могли войти в землю обетованного "покоя" (Ханаан) из-за неверия. Христиане должны обратить внимание на этот пример, чтобы не ошибиться и войти в обещанный "покой" (небеса). Мы вечно будем покоиться от своих дел. Это будет постоянно, а не еженедельно.
Защитники субботы часто ссылаются на Мат.24:20 "Молитесь, чтобы не случилось ваше бегство зимою или в субботу". Здесь и зима и суббота употребляются в значении неблагоприятных факторов для бегства. Зимой холодно, а в субботу ворота Иерусалима были закрыты, да и камни могли бы полететь в Христиан в субботу.
Защитники субботы говорят, что Римская католическая Церковь изменила день поклонения Христиан Богу с субботы на воскресенье, и что Христиане соблюдали субботу до IV века, когда воскресенье "официально" было провозглашено днем Богослужения Христиан и памяти Господа. Чтобы поддержать эту идею, человек должен проигнорировать ранние записи членов Церкви II века, а также Деян.20:7. Иустин Мученик в середине II века писал: "В день Господень все Христиане в городах и деревнях собираются вместе, ибо этот день является днем воскресения нашего Господа; тогда мы читаем Священное Писание, после чего пресвитер держит речь к собравшимся... Затем мы соединяемся в молитве и совершаем таинство, по окончании которого желающие жертвуют по своему усмотрению..." Тот факт, что первый день недели был днем, когда Христиане совершали пожертвования, доказывает также и 1Кор.16:1-2. Вот этот фрагмент:

16:1При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
16:2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.

Библия и история показывают доступным образом, что Христиане собирались по воскресеньям, а не по субботам. Когда Католическая Церковь сделала свое заявление, ничего от этого не изменилось. Католическая Церковь делала и другие заявления, которые не поддерживали истину и/или ничего не меняли. Петра провозгласили первым Папой, затем был сфабрикован целый список Пап, чтобы показать последовательность преемственности. Книги Нового Завета были официально названы каноническими, что ничего не меняет: книги, которые встречаются в каждой стандартной Библии, те же, что и книги, считавшиеся богодухновенными большинством Христиан в I-II веках.
Некоторые говорят, что было бы странно, если бы Бог выбрал для поклонения сначала один день, а потом заменил бы его на другой. На первый взгляд это логично, но в Евр.7:12 написано: "Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона." Таким образом, и в замене субботы на воскресенье не должно быть ничего удивительного.
А вообще, строго говоря, воскресенье не является просто заменой субботы. Если бы произошла эта замена, тогда нельзя было бы ничего делать в воскресенье, даже зажигать огонь для освещения и разогрева пищи (Исх.35:3). Праздники Ветхого Завета были вещественными началами, прообразами будущих во Христе благ ("тенью будущего" (Кол.2:16-17)). Они исполнили свое предназначение и остались в прошлом.
Итак, и Библия, и история свидетельствуют о том, что Христианам следует собираться для поклонения Богу в первый день недели - воскресенье.